Энциклика (от лат. encyclica, от греч. ενκυκλιος — окружной) — основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции.
Энциклика пишется обычно на латыни, иногда на современных языках, и называется по двум или трём первым словам текста. Над заголовком обычно пишутся те, кому документ адресован (напр. «ad patriarchas, primates, archiepiscopos, episcopos aliosque locorum ordinarios» в энциклике «Pascendi dominici gregis», в конце — традиционное указание даты, напр. «datum Romæ, apud Sanctum Petrum, die VIII Septembris MCMVII, Pontificatus Nostri anno quinto», там же).
В Англиканской Церкви энцикликами называются документы примасов, причём некоторые энциклики, как католические, так и англиканские, могут иметь форму булл, напр. изданная архиепископом Кентерберийским и архиепископом Йоркским «Apostolicæ Curæ», названная также «Sæpius officio», а напр. документ «Longinqua oceani» от 5 января 1895, адресованный Львом XIII архиепископам и епископам США, энцикликой не считается, хотя отвечает её форме.
В Православной Церкви с энцикликами обращались епископы Александрии, Антиохии и Константинополя, например, Афанасий Великий, а позднее патриархи. Они адресуются местным епископам или всей Православной Церкви. В Русской православной церкви энциклики называют окружными посланиями.
Энциклика «Humanae vitae...»
читать дальше«Humanae vitae» (лат. Humanae vitae tradendae munus gravissimum… — «[Важнейший дар передачи] человеческой жизни…») — энциклика Папы Павла VI от 25 июля 1968 года, посвящённая вопросам о контроле над рождаемостью и вызвавшая большой резонанс среди модернистов и либеральной прослойки верующих. Содержание энциклики перекликается с документом Пия XI Casti Connubii.
Непосредственным поводом к написанию энциклики послужило решение ООН и ВОЗ рассмотреть проблему контроля рождаемости, где предполагалось обосновать необходимость такого контроля, так как мировая экономика по мнению организаций могла оказаться неспособной обеспечить человечеству «прожиточный минимум». Папа Иоанн XXIII счёл вопрос принципиальным и в марте 1963 года учредил комиссию, которая должна была заняться определением точки зрения Святого Престола. Она состояла из 6 человек: трёх священников и трёх мирян, среди них были социологи, медики и один экономист. Возглавил комиссию доминиканец, отец Генрих де Рейдматтен из Швейцарии. После смерти Иоанна XXIII Павел VI расширил комиссию, введя в её состав теологов, новых священников и мирян, в том числе супружеские пары, и прочих консультантов. Основные рассматриваемые вопросы коснулись абортов, стерилизации и применения контрацептивов. В ходе работы комиссия пришла к выводу, что брак нельзя рассматривать только как соглашение, необходимое для продолжения человеческого рода так как брак — прежде всего взаимная любовь супругов, выражающаяся не только в сексуальных отношениях. Результатом деятельности комиссии явился неопределённый отчёт, сданный в Римскую курию в 1966 году, поэтому работа была продолжена другими сменявшими друг друга комиссиями. Павел VI предпринял независимое исследование и выразил итоговую позицию Церкви в энциклике. Применение контрацептивов официально стало признаваться «злом по существу» («malum intrinsecum»).
«Humanae vitae» состоит из трёх частей, которые предваряются кратким вступлением. Первая часть содержит постановку вопроса и рассуждение о компетентности учительства Церкви. Вопрос в сущности заключался во власти и свободе человека, который постепенно приобретает всё более значительную власть — над силами природы и над самим собой. Решение вопроса о том, настало ли время регулирования рождения человеческим разумом и волей, как пояснила энциклика, невозможно без обращения к моральному учению Церкви о браке — «учению, основанному на естественном законе, просвещённом и обогащённом Божественным Откровением». Энциклика утвердила, что Церковь вправе толковать этот естественный закон: «Пусть никто в Католической Церкви не говорит, что естественный закон лежит за пределами компетенции учительства Церкви. Несомненно, …что Иисус Христос, передав Божественную власть Петру и другим апостолам, … поставил их защитниками и толкователями… не только закона Евангелия, но также естественного закона, в котором проявляется воля Бога» (там же).
Вторая часть энциклики — доктринальная. Поскольку по церковному учению брак — прежде всего таинство, то его нельзя считать результатом эволюции или действия природных сил, это — «мудрое и предусмотрительное установление Бога-Творца, чья цель — осуществление в человеке своего замысла любви», которая «не ограничивается общением между мужем и женой — ей уготовано продолжение в создании новых жизней». Из этого принципа вытекает так называемое «ответственное родительство», составляющее неотъемлемую часть любых семейных отношений, и муж и жена не вправе «полагаться только на свою волю в передаче жизни, но должны согласовывать свои действия с творческим намерением Бога…» Таким образом единственным правомерным способом регулирования рождаемости Церковь стала официально считать использование естественных биологических ритмов, потому что при этом не происходит насилия над природой. Завершила документ глава пастырского содержания, адресованная верующим, желающим жить в согласии с учением о таинстве брака.