Кафка перед смертью завещал сжечь все неизданное, но друг Макс Брод вопреки воле усопшего издал их. Его непослушание явило миру не только гениального писателя, но и загадку – литературную, философскую и экзистенциальную, – над решением которой бьется уже несколько поколений исследователей его творчества и просто читателей.

130 лет назад, 3 июля 1883 года, родился один из выдающихся писателей XX века Франц Кафка.

Кафка родился в еврейской семье, жившей в Пражском гетто. У него было два младших брата и три младших сестры. Мальчики скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет, а девочки Элли, Валли и Оттла погибли в нацистских концентрационных лагерях. Закончив Карлов университет, Кафка получил степень доктора права, после чего поступил на службу в страховое ведомство, где и проработал на скромных должностях до преждевременного выхода на пенсию по болезни.

Работа для писателя была занятием второстепенным и обременительным: в своих многочисленных дневниках и письмах он не раз признавался в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом для него всегда была литература, "оправдывающая всё его существование".

Свой творческий путь Кафка начал в 1909 году, когда им были напечатаны два отрывка из неоконченного рассказа "Описание одной борьбы". В 1911 году писатель путешествовал по Италии, Франции и Швейцарии, а в 1912 начал работу над романом "Пропавший без вести" (позже получившем название "Америка"). В это же время были написаны новеллы "Приговор" и "Превращение". Следующий год был ознаменован выпуском сборника "Созерцание", после чего Кафка принялся за роман "Процесс". В 1919 году был опубликован сборник новелл "Сельский врач".

В жизни писателя было много проблем: он постоянно болел, никак не мог наладить отношения с отцом и создать семью. Всё это нашло отражение в его сложных, абсурдных, атмосферных и подчас шокирующих произведениях. Среди четырёх людей, которых писатель, "не претендуя сравниться с ними в силе и разуме", ощущал "своими кровными братьями", были Гюстав Флобер, Франц Грильпарцер, Фёдор Достоевский и Генрих фон Клейст.

В 1922 году из-за обострения тубуркулёза, был вынужден выйти на пенсию. В это время он начал работу над романом "Замок", подготовил к печати сборник новелл "Голодарь", повесть "Исследования одной собаки" и рассказ "Нора". 3 июня 1924 года писателя не стало.

Интереса к традиционной культуре восточно-европейских евреев не проявлял и предпочитал немецкий язык. Вырос в атмосфере одиночества и деспотизма отца, что отразилось на всем его творчестве, да и на здоровье тоже. Материнские гены и отцовское воспитание создали личность, склонную к рефлексии и самоанализу.

Франц Кафка при жизни успел издать очень немного – вышли в свет его 4 сборника («Созерцание», «Сельский врач», «Кары» и «Голодарь»), первая глава романа «Америка» и ряд коротких сочинений. Романы «Америка», «Процесс» и «Замок» остались в разной степени незавершенными.

Франц Кафка
И НЕ НАДЕЙСЯ...


Это было очень ранним утром, улицы были чисты и пустынны, я шёл к вокзалу. Когда я сверил свои часы с часами на башне, оказалось, что сейчас гораздо позже, чем я предполагал; я должен был торопиться, и страх, возникший из-за этого открытия, вселил в меня неуверенность, так как я ещё не знал этот город, но к счастью по-близости оказался охранник; я подбежал к нему и, с трудом переводя дыхание, попросил указать дорогу. Он усмехнулся и сказал: «Ты хочешь, чтобы я показал тебе дорогу?» «Да, – сказал я, – самому мне не выбраться». «И не надейся, – сказал он, – и не надейся», – и резко отвернулся, как те люди, которые хотят остаться наедине со своим смехом.

Перевод Д. Смирнова-Садовского


ЦИТАТЫ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ


"У меня нет интереса к литературе, литература — это я сам, это моя плоть и кровь, и быть другим я не могу".

"Иногда я удивляюсь тому, как люди сумели изобрести понятие "веселье"; вполне возможно, что они его вычислили лишь теоретически — в противовес печали".

"Что ясно в душе, столь же неопровержимо и ясно на бумаге".

"Всё несчастье моей жизни происходит от писем или от возможности их писать".

"Женщины — это капканы которые повсюду дожидаются мужчин с тем, чтобы затащить их обратно, в Конечное".

"Начиная с определённой точки, возврат уже невозможен. Этой точки надо достичь".

"Истинный путь идет по канату, который натянут не высоко, а над самой землей. Он предназначен, кажется, больше для того, чтобы о него спотыкаться, чем для того, чтобы идти по нему".

"Один из самых действенных соблазнов зла — призыв к борьбе".

"Теоретически существует полнейшая возможность счастья: верить в нечто нерушимое в себе и не стремиться к нему".

"Вера — это топор гильотины, так же тяжела, так же легка".

"Две возможности: делать себя бесконечно малым или быть им. Второе — завершение, значит, бездеятельность, первое — начало, значит, действие".

"Ты можешь отстраняться от страданий мира, это тебе разрешается и соответствует твоей природе, но, быть может, как раз это отстранение и есть единственное страдание, которого ты мог бы избежать".

"Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни. Это выражение измены ей".

"Первый признак начала познания — желание умереть".

"Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно".

"Высказанная вслух мысль сразу же и окончательно теряет значение; записанная, она тоже всегда его теряет, зато иной раз обретает новый смысл".

"Для здорового человека жизнь, собственно говоря, лишь неосознанное бегство, в котором он сам себе не признается, — бегство от мысли, что рано или поздно придется умереть. Болезнь всегда одновременно и напоминание, и проба сил. Поэтому болезнь, боль, страдание — важнейший источник религиозности".

"Счастье исключает старость. Кто сохраняет способность видеть прекрасное, тот не стареет".

"Искусство всегда дело всей личности. Поэтому оно в основе своей трагично".

"Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели".

"Случайность существует лишь в нашей голове, в нашем ограниченном восприятии. Она — отражение границ нашего познания. Борьба против случайности — всегда борьба против нас самих, борьба, в которой мы никогда не можем стать победителями".

"Оковы измученного человечества сделаны из канцелярской бумаги".

"Всё, в том числе и ложь, служит истине. Тени не гасят солнца".

"Доктор, дайте мне смерть — иначе вы убийца (предсмертные слова Кафки)"

Подробнее: www.vmdaily.ru/news/2013/07/03/25-znamenitih-ts...